Кризис гонит облака

Кризис гонит облака

31.03.2016

В развивающихся странах облачные услуги продолжают быстро расти. В России это происходит не вопреки, а благодаря плачевному состоянию экономики и повсеместному сокращению ИТ-бюджетов. Облачные услуги дают возможность оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру, на бизнес-приложения и платформы для разработки ПО, на хранилища и анализ данных. Все эти функции можно получать как услугу и оплачивать каждый месяц по мере использования, исключив затраты на закупку собственных серверов, хранилищ данных и лицензий на ПО.

Вендоры идут туда, куда дует ветер, и все как один предлагают подписки на свои программные продукты. Растет бизнес российских провайдеров облачной инфраструктуры — сегодня жить на собственном "железе" дорого. Директор по развитию компании "Облакотека" Оксана Новицкая говорит: "Из-за девальвации рубля цены на закупку импортного оборудования и софта стали фактически заградительными. Подорожали и иностранные облачные сервисы. Даже крупные облачные дискаунтеры стали дорогими по сравнению с российскими облачными провайдерами".

Состояние экономики РФ привело к тому, что многие компании стали охотнее рассматривать использование сервисов по OpEx-модели (когда оборудование и ПО не закупают, а потребляют как услугу из облака), подтверждает гендиректор "МобилитиЛаб" (входит в группу компаний "АйТи") Сергей Орлик. Эта модель позволяет распределить затраты на потребляемые сервисы, даже если они суммарно незначительно превышают CapEx. Проше говоря, выгоднее раскидать по годам платежи за использование облачных услуг, чем инвестировать в создание собственной ИТ-инфраструктуры.
 

Цифровизация всех масс

По оценке IDC, в 2016 году рынок ИТ-услуг в России незначительно вырастет, рынок софта, сетевого оборудования и смартфонов сократится, в сегменте серверного оборудования и систем хранения данных ожидается слабый рост. Приоритетной задачей для потребителей ИТ-услуг в 2016 году будет переход к цифровым моделям ведения бизнеса вместе с оптимизацией затрат, необходимых для этой трансформации. То есть инвестировать в ИТ клиенты продолжат, но делать это будут с оглядкой и тщательно все рассчитав. В совокупности это должно стимулировать дальнейший рост спроса на облачные услуги, считает глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко.

Оксана Новицкая в числе драйверов облачного рынка называет также закон о локализации персональных данных россиян в РФ, действующий с 1 сентября 2015 года. Он привел к увеличению спроса на облачные услуги: частный бизнес начал переносить данные своих российских клиентов в локальные дата-центры. Однако персональные данные — это крайне малая часть информации, с которой имеют дело компании, отмечает Сергей Орлик. Зачастую компании используют набор сервисов, часть которых предоставляется из международных дата-центров, и только персональные данные локализованы в РФ, поясняет он. "Влияние этого закона уже отыграно рынком, в качестве дальнейшего стимула развития облачных услуг он будет работать только при развитии инвестиций международных компаний в Россию",— полагает Александр Василенко.

Облака способствуют переходу компаний на более перспективные и прибыльные цифровые модели. Также они дают возможность развиться стартапам за счет низкого порога начальных затрат на ИТ. Директор по продвижению облачной платформы Microsoft в России Дмитрий Марченко приводит в пример сферу страхования: "Благодаря сбору данных с датчиков, установленных на машинах, стало возможно анализировать стиль вождения и на основе этого создавать персонифицированные предложения по каско. Разработка такого решения и обеспечение его рентабельности стали возможны, когда хранилища большого объема данных, аналитические инструменты и интернет вещей стали доступны, в том числе и по цене, для компаний любого размера". Одним из первых в России решение для страховой телематики, созданное на основе аналитических сервисов и интернета вещей Microsoft Azure IoT Suit, предложил стартап Raxel Telematics. Анализ данных привел к неожиданному выводу: наибольшую угрозу на дороге представляют вовсе не начинающие автомобилисты, как считалось, а те, кто ездит давно, но агрессивно. Именно такие водители становятся причиной 50% аварий. В результате, предложив скидку на полис аккуратным водителям, страховщик может получить существенную выгоду, увеличив доходность в сегменте каско приблизительно на 20%.

Сервис по вкусу

Объективная оценка объема рынка облачных услуг в РФ затруднена в связи с отсутствием согласованной участниками рынка и аналитиками классификации, отмечает господин Василенко. Так, по оценке IDC, совокупный рынок операционных облачных услуг в 2014 году в России составил $336 млн. Это более чем на 38% превышает показатель 2013 года. В дополнение к операционным услугам российские покупатели потратили больше $120 млн на проектные услуги по внедрению облачных решений, отмечает IDC. Результаты 2015 года аналитики обещают опубликовать не раньше сентября нынешнего года.

Компания Odin в 2015 году оценила российский рынок облаков в $1,6 млрд (88 млрд руб.). По данным Orange Business Services, примерно 60% рынка приходится на IaaS (инфраструктура как сервис), около 30% — на SaaS (ПО как сервис), остальное — на PaaS (платформа как сервис) и другие облачные услуги, доля которых незначительна. А J`Son & Partners Consulting оценивает долю SaaS приблизительно в 70%, IaaS — в 30%.

VMware констатирует заметный рост спроса на услуги IaaS в прошлом году — во многом из-за увеличения разрыва в стоимости собственной и облачной инфраструктур. Возможность не покупать свои серверы, а использовать мощности стороннего дата-центра — это первое, за что заказчики полюбили облака, и причина роста их популярности. Odin оценила сегмент IaaS в РФ в 2015 году в 33 млрд руб. Сергей Орлик называет IaaS самым популярным сегментом и ожидает дальнейшего его роста. Госпожа Новицкая объясняет высокие темпы роста в IaaS тем, что при использовании этих услуг клиентам не нужно менять продукты и процессы работы, они могут просто увеличивать мощность и гибкость ИТ-инфраструктуры.

Доля PaaS (платформа как сервис), по словам господина Василенко, в структуре рынка невелика. "PaaS по-прежнему сервис для узкоспециализированных заказчиков, которые точно знают, чего они хотят, и при этом намерены автоматизировать базовые операции",— отмечает господин Орлик.

Многие провайдеры IaaS инвестировали в создание мощностей еще в докризисный период и индексировали стоимость своих услуг в 2015 году меньшими темпами по сравнению с падением курса рубля, отмечает господин Василенко. "Тем самым выгоды использования IaaS становятся еще более очевидными, особенно на фоне глобального снижения инвестиций в основные средства и падающих ИТ-бюджетов,— говорит он.— Ведь никто не снимает с ИТ-отделов задач поддержания и развития бизнеса, а накапливать технологический долг (то есть работать на старой инфраструктуре, не развивая ее.— "Ъ") дольше одного-двух лет невозможно".

В 2015 году рынок IaaS в России вырос примерно на 30% в рублевом выражении, полагают в VMware. При этом некоторые партнеры компании, предоставляющие услуги облачной инфраструктуры на основе ее технологий, отметили рост бизнеса в два-три раза. Господин Василенко ожидает, что в 2016 году рынок IaaS вырастет на 20-40%.

"Рынок уже насытился предложениями простого IaaS, поэтому драйвером роста будут выступать дополнительные сервисы. Именно в правильном определении этих сервисов с добавленной ценностью будет заключаться задача сервис-провайдеров",— уверен Сергей Орлик. По его словам, стремительно набирают популярность сервисы, адаптированные к работе на мобильных устройствах. Например, российский продукт WorksPad, предназначенный для корпоративных заказчиков.

Крупнейшими игроками в сегменте IaaS VMware называет "Ай-Теко", КРОК, "ИТ-Град" и DataLine — своих партнеров по программе vCloud Air Network. Эта программа позволяет сервис-провайдерам арендовать у VMware лицензии на софт, необходимые для предоставления услуг облачной инфраструктуры, и оплачивать их исходя из объема потребленных клиентами услуг. По прогнозам VMware, доля облачных услуг в структуре доходов российских коммерческих дата-центров вырастет с нынешних 10-11% (в среднем по рынку) до 15% в ближайшие два-три года.

Еще один тренд на рынке — дальнейший рост популярности так называемых гибридных облаков. Эта модель позволяет заказчикам постоянно использовать частное облако (собственную облачную инфраструктуру), а в периоды усиленной активности — передавать часть задач в публичные облачные сервисы. Использование гибридных облаков может помочь, например, телеком-операторам справиться с пиковой нагрузкой в праздничные дни без необходимости покупки дополнительных серверов. Возможность быстро перебросить нагрузку на внешние мощности делает инфраструктуру более гибкой и отказоустойчивой.

Гибридные облака — прежде всего выбор крупного бизнеса, говорит Дмитрий Марченко. Они дают заказчикам преимущества обоих подходов: соответствие требованиям внутренних регламентов и оптимизацию расходов при безграничном масштабировании. Согласно исследованию IDC, 67% компаний в мире хотят покупать облачные услуги у одного провайдера.

Компании малого и среднего бизнеса чаще выбирают публичное облако — сервис, размещенный на инфраструктуре "общего пользования", а не выделенной для конкретного заказчика. Как отмечает господин Марченко, ссылаясь на данные TelecomDaily, почти половина опрошенных руководителей российских СМБ-компаний заинтересованы в облачных услугах, а около 40% готовы попробовать публичные облачные сервисы Microsoft — Office 365 и CRM-online. Прежде всего это связано с проблемами функционирования корпоративных систем, которые они регулярно испытывают: 65% из них сталкиваются с системными сбоями, а 35% — с потерей данных.

Дмитрий Марченко также ссылается на исследование Odin, которое показало, что 76% компаний среднего и малого бизнеса, работающих в России, довольны ИТ-услугами от сторонних провайдеров. При этом 30% респондентов главным фактором в выборе облачного решения называют его невысокую стоимость, 25% — быстрый рост бизнеса, 20% — его существенную трансформацию.

Автор: Антон Трошин
Источник: Коммерсантъ
Полная версия статьи