Connect!, №11, ноябрь 2010

Connect!, №11, ноябрь 2010

18.01.2011

Юрий Самойлов: Мы изначально позиционировали себя как ЦОД с большим объемом VAS

— Какие тенденции на российском рынке ЦОД, на ваш взгляд, можно назвать доминирующими? Что можно ожидать в дальнейшем?
— Можно говорить о том, что спрос на услуги ЦОД точно не падает, а скорее даже растет. В отно-шении конкуренции на рынке мне не очень нравится то, как некоторые наши конкуренты начали привле¬кать клиентов. Они просто снижа¬ют цену до минимальных значений, часто ниже себестоимости. Это притом что стоимость услуг ЦОД на рынке никогда не была запредельно высокой. Подобная тактика демпингования неправильна, прежде всего, по отношению к тем же клиентам, потому что, привлеченные крайне низкими ценами, они вводятся в заблуждение либо относительно качества предоставляемых услуг, либо относительно выгодности предложения, так как в скором времени их ждет повышение цен, а уйти и сменить площадку будет совсем непросто — это новые расходы, время и т. д. На мой взгляд, такое снижение цены обусловлено стремлением воспользоваться вынужденной инертностью клиента или отсутствием у него опыта использования услуг ЦОД.
Конкуренция на рынке почти всегда острая, и любой более или менее крупный запрос от заказчиков известен на рынке всем его участникам, и каждый раз это конкурс, каждый раз это существенные усилия по продаже услуг, привлечению клиента. В этом смысле ситуация была конкурентной всегда. И всегда это была, прежде всего, конкуренция качества и полноты предложения, но не конкуренция примитивно-ценовая.

— Как меняются запросы клиентов? Кто сегодня основные клиенты ЦОД?
— Без сомнения, квалификация клиентов быстро растет. Появляются запросы на услуги более высокого уровня, более интеллектуальные — в части администрирования системы или виртуальных решений. Заказчики крайне детально обсуждают с нами вопросы качества и состав услуги, тщательно и разумно пытаются оптимизировать ее состав и SLA, так как понимают, что от этого напрямую зависит цена. То есть клиент «взрослеет». Мы это видим и много занимаемся вопросами качества услуг. Дело в том, что за SLA должна стоять структура его исполнения. А это в первую очередь процессная деятельность внутри ЦОД. Написать можно все что угодно — бумага, как известно, все стерпит. Вопрос только в том, насколько это исполнимо и испол¬няется, и связаны ли внутренние процессы управления напрямую с SLA. Без ложной скромности могу сказать, что по проработанности соглашения об уровне сервиса мы одни из лучших на рынке.
Что касается наших клиентов, то большинство из них — банки. Банки весьма активно пользуются услугами ЦОД для создания основных и резервных площадок. Это, наверное, главный сегмент наших клиентов. Далее идет ритейл. По сравнению с банковским сектором, ситуация здесь, может быть, менее регулируемая, в части стандартов оказания услуг, но очень похожая в смысле вовлеченности ИТ в бизнес этих компаний. Третий сегмент — всякого рода интернет- и контент- проекты. А дальше рынок крайне фрагментирован. Что касается сектора государственных заказчиков — владельцы по-настоящему крупных информационных систем из госу¬дарственных организаций чаще всего имеют определенные сложности с государственной тайной либо специфические требования по лицензированию и т. д., что сужает перспективы взаимодействия. Хотя, например, мы обладаем необходимыми лицензиями ФСТЭК. Из интересных трендов — наметилась тенденция сотрудничества с образовательными учреждениями. У них очень активно развиваются информационные системы. Думаю, что в следующем году у нас будет, наверное, уже с десяток таких клиентов.

— Какие новые решения и услу¬ги вы предлагаете своим клиентам DataLine?
— Я уже много раз говорил и продолжаю утверждать, что аутсорсинг в России развивается не столь быст¬ро, как многие ожидали, поскольку нет достаточного предложения качественных услуг и ярких историй успеха. Мы стараемся идти от качества базовых услуг. К нам пришли клиенты, поставили свои стойки, и наша компания сделает все, чтобы заказчики убедились, что требуемое качество будет обеспечено. Только добившись этого, мы предлагаем следующий уровень сервиса.
Управление инфраструктурой заказчика — вот та цель, которую мы бы хотели достигнуть. Нам интересно не только размещать оборудование заказчика, но и управлять сетью заказчика, серверным парком, возможно, офисными станциями. Мы не беремся за управление бизнес-приложениями, поскольку это всегда специфика, для которой лучше иметь своего специалиста, который более глубоко знает предмет. А, например, в управлении сетевым оборудованием Cisco эффективнее будем, точно, мы, ведь у нас накоплен богатый опыт управления большим парком такого оборудования. И наши услуги обойдутся дешевле, потому что хороший администратор Cisco стоит дорого, а часто не находится задач для его полноценной загруженности. Мы же предлагаем заказчику не «всего» администратора, а условно говоря, его часть, необходимую для выполнения текущих задач. Вторая задача для нас — повышение эффективности отдачи от оборудования. С ней связана тема виртуализации. Это наш мейн-стрим, то, куда мы идем.
Присматриваемся к облачным вычислениям. Вез сомнения, облачные услуги будут пользоваться разумным спросом, другое дело, что, скорее, не в такой модели, которая пропагандируется западными примерами. Мы приобрели платформу для создания облаков и приступаем к развертыванию. В следующем году планируем начать предоставлять с ее помощью облачный сервис.
Кроме того, стараемся предлагать заказчику специализированные решения, основанные на определенных бизнес-кейсах. Например, умеем создавать резервные площадки на виртуальной инфраструктуре. При этом серьезной задачей является миграция с физической инфраструктуры на виртуальную. Там далеко не все «в лоб» можно перенести, существует множество нюансов, но мы наработали неплохой опыт в проектах миграции, когда реальная инфраструктура подменяется виртуальной. На мой взгляд, это у нас хорошо получается.
Или другой пример. Известно, что когда «падает» корпоративная электронная почта, «поднимать» ее достаточно сложно, даже не столько сложно, сколько долго, потому что объемы «почтовых» данных всегда большие. Для одного из наших заказчиков мы сделали резервирование не целой информационной системы, а отдельной ее функции — электронной почты. Разместили у себя копию почты клиента, обес¬печили репликацию данных по узкому каналу. В случае падения почты сотрудники нашего клиента работают с копией почтовой системы, расположенной у нас, а мы расширяем в этот момент канал, чтобы обеспечить должный уровень производительности. Такие задачи, основанные на вполне конкретных бизнес-кейсах, мы и стараемся сейчас реализовывать.
Мы с самого начала позиционировали себя как ЦОД с большим объемом VAS и планомерно двигаемся в данном направлении. Это была и есть часть стратегии нашего развития.

— Что вы можете сказать о планах развития на ближайшую перспективу?
— Про наши подходы и планы по развитию интеллектуальных сервисов на базе ЦОД я уже сказал, думаю, необходимо рассказать о наших планах развития новых площадок ЦОД. В текущем году ввели дополнительную площадку на 150 стоек и построили еще один маленький зал на 10 стоек по специальному запросу одного из наших клиентов. В следующем году планируем ввести в строй как минимум 300 стоек. Это будут два новых зала — по 150 стоек в ЦОДах на улице Боровая и
на Коровинском шоссе.
Вторая задача — снижение затрат в части администрирования. Стараемся в этом направлении развивать системы мониторинга и управления инфраструктурой.
В связи с активным вводом новых площадей ЦОД, мы много занимаемся темой повышения эффективности потребления электроэнергии, которая является существенной составляющей себестоимости. Планов по техническому развитию немало, наша компания всегда старается что-то улучшить, усовершенствовать. Вообще, идея постоянного развития, даже в малом, это то, что мы стараемся сделать частью внутренней культуры компании.

Connect!, №11, ноябрь 2010